В помощь молодому педагогу

Патриотическое воспитание. Планирование работы по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание

Планирование    патриотического воспитания

Патриотическое воспитание дошкольников обусловлено реальным расширением детских возможностей, характеризующихся существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в развитии игровой, познавательной, художественной деятельности, общении. Поскольку ребенок по мере взросления все более углубляется в построение связей и закономерностей, взаимоотношений и взаимодействий между отдельными сторонами социальной жизни, он начинает ориентироваться в пространственно-временных отношениях, понимать причинно-следственные связи событий, происходящих вокруг, уметь налаживать эмоциональные и познавательные контакты с людьми из ближайшего социального окружения. При этом пути социального познания через осознание ценности своего «Я», социального «Я» расширяются и появляется внутренняя позиция «Я патриот» в соответствии с системой действующих отношений и потребностей общества. Возникает возможность наиболее эффективно влиять на процесс патриотического воспитания дошкольников. Это позволяет утверждать, что патриотическое воспитание не может быть реализовано какими-то конкретными формами и методами образования, так как процесс патриотического воспитания личности непрерывен и начинается с младшего дошкольного возраста. Более того, патриотическое воспитание в равной степени осуществляться 1 раз в неделю в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников в дошкольном учреждении в тематике всех образовательных областей.

Методический комплекс по патриотическому воспитанию дошкольников в каждой возрастной группе включает: содержание педагогической работы; показатели результативности патриотического воспитания детей дошкольного возраста; перспективное планирование патриотического воспитания в специально организованной (сентябрь - май) и в нерегламентированной (сентябрь - август) деятельности воспитанников; примерные конспекты занятий, мероприятий.

В каждой из предложенных тем сформулированы цели, форма проведения, технология проведения. Тематика занятий сохраняется в разных возрастных группах, но при этом объем и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей. Поскольку для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, неоднократное обращение к одной и той же теме будет способствовать развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к определенной теме. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий деятельности любого учреждения дошкольного образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.

Цель патриотического воспитания дошкольников направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

развивать:

- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;

- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;

- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);

- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

- любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;

- активное участие во всех видах детской деятельности;

формировать:

- адекватные представления о себе, о других;

-осознание себя как члена детского общества;

- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

- национальное самосознание;

- знания о  государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;

- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;

- патриотические чувства, гражданственность;

- чувства любви к родному краю и гордость за него;

- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

        Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учетом принципов, обозначенных в Информационно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к 2013/2014 учебному году:

- гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;

- культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;

- постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;

- комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

Патриотическое воспитание предполагает процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому, творческое овладение достижениями культуры, бережным отношением к национальным традициям своего народа. Содержание патриотического воспитания дошкольников можно раскрыть через следующие познавательные направления:

1.История Беларуси: возникновение и развитие

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства дошкольников с важнейшими событиями отечественной истории.

В результате познания своей национальной истории у дошкольников выстраиваются положительные взаимоотношения с родными, близкими людьми, окружающими, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности.  К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае, «малой» Родине) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности); социальные патриотические чувства (любовь, преданность, сопричастность, ответственность); национальный такт или уважение к людям других национальностей.

2.Символы Беларуси

Задачи: формировать гордость и уважение к государственным символам, научить понимать значения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, уметь исполнять Государственный гимн Республики Беларусь;  

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит, которое определятся его государственными символами. Для дошкольника патриотические чувства связаны: с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их государственной ценности, с характером проявляемых чувств и отношений к государственной символике, с обогащением собственных представлений и творческой переработкой знаний о символах в различных видах деятельности.

3. Достопримечательности Беларуси

Задача: развивать любознательность к месту, вещи или объекту, заслуживающих особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью в своем поселке, улице, городе, столице республики, своей Родине; расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают.

Содержание данного направления реализует процесс патриотического становления и развития личности, который зависит от характера взаимодействия дошкольника с  культурно-исторической средой своей Родины, от адаптации к ней и самореализации в ней с учетом индивидуальных возможностей.

4. Государственные и народные праздники

Задача: воспитывать культуру организации и проведения значимого в жизни республики события, осознание торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам; формировать сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях.

Активное участие дошкольников в реализации данного направления формирует значимые личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность и др. Данное направление вбирает в себя многообразие практических форм проявления положительного отношения к родным, близким людям, окружающим; потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности; стремление внести свой вклад в процветание своей страны.

5. Знаменитые белорусы

Задача: воспитывать уважение к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.;  формировать чувство гордости за их деятельность и достижения.

Содержательный компонент этого направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием личностью своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям своего народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относятся толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, мягкосердечность, выносливость, щедрость, сообразительность, немстительность, поэтичность души и много других привлекательных качеств.

6. Народные промыслы и искусство Беларуси

Задача: расширять знания о культуре Беларуси, приобщать детей ко всем видам национального искусства, развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения; развивать умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем), интерес к социальной действительности: к труду взрослых, к взаимоотношениям людей разных профессий.

Содержательный спектр этого направления очень широкий. Он включает все то, что составляет содержание национального искусства и истории народа. Он объединяет практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические и т. д. Предполагается активное познание детьми окружающего мира: природного мира, предметного мира; мира своего «Я»; формирование у детей ощущения принадлежности к белорусской культуре, белорусскому искусству, и расширение представлений о «малой Родине» и стране; воспитание чувства любви и привязанности к месту, где родился, родным и близким людям, родному дому, дошкольному учреждению, к любимым местам.

7. Белорусское народное творчество

Задача: формировать готовность дошкольника к участию в творческой деятельности, исполнению народных танцев, песен, игр, участию в народном кукольном театре, и развивать гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней. 

Содержание данного направления отражается у дошкольников в характерных для данной нации действиях и поступках, нормах поведения, методах и приемах творческой деятельности, исполнении народных танцев, песен, игр, формах выражения чувств. Процесс патриотического воспитания дошкольника направлен на формирование у дошкольников в разных видах деятельности нравственных качеств белорусов: ответственность, честность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, стремление действовать на пользу другим,  любовь и интерес к стране, доброта, сопереживание, чувство собственного достоинства, ощущение принадлежности к культуре своей Родины. Сущность патриотического воспитания состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

 ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (от трех до четырех лет).

Содержание педагогической работы

Педагог в процессе общения с детьми помогает им осознать себя, во время организуемого взаимодействия расширить представления о других детях в дошкольном учреждении. Старается создать в группе благоприятную обстановку, в которой дети учитывают особенности друг друга, знакомит с помещением и территорией дошкольного учреждения, воспитывает любовь и привязанность к родному дому, дошкольному учреждению, родным места. Во время организованных игр воспитатель формирует первоначальные представления детей о своей семье, воспитывает любовь к матери и членам семьи, заботливое отношение к ним средствами прочтения литературных произведений белорусских авторов, бесед о семейных традициях, проведения государственных и народных праздников, посвященных семье, труду белорусов. На занятиях знакомит с трудом взрослых ближайшего окружения.

Педагог формирует элементарные представления детей о своей малой Родине - своем городе, поселке: их название, знание некоторых улиц и мест города, поселка.

Воспитатель формирует положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому), развивает желание разговаривать на них. Вместе с детьми разыгрывает на игрушках разные ситуации взаимодействия членов семьи с использованием белорусского языка.  В этом же направлении проводят целенаправленные наблюдения за природными объектами, явлениями родной природы. Педагог использует в рассказе белорусские слова, белорусские народные игры, читает стихи, приговорки, прибаутки, потешки, считалки, загадки и др.

Детей знакомят с государственными и национальными праздниками. Во время участия детей, в качестве зрителей, на праздниках педагог объясняет взаимосвязь сезонных явлений и народных праздников, праздников и будней. Педагог рассказывает о значении государственных праздников, обстоятельства и содержание, которые с ними связаны.

С целью формирования чувства национальной принадлежности у детей педагог проводит тематические беседы с использованием наглядного материала, показывает и обыгрывает изделия народных ремесел (пеўнік-свістулька, гарлачык, ручнік, саламяны капялюш), помогает приготовить подарки из природного и растительного материала.

Во время проведения праздников, вечеров, творческой работы педагог приобщает детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, праздникам, декоративно-прикладному искусству). К изучению произведений устного народного творчества приобщаются родители во время проведения тематических вечеров, изготовления с детьми поделок, выполнения творческого задания. В родительских уголках предоставляется информация, которую родители могут использовать во время взаимодействия с детьми дома: калыханкі, потешки, сказки.

Во время знакомства детей с растительным и животным миром Беларуси педагог использует наблюдения в живом уголке, рассматривание тематических картинок, сопровождает показ яркими примерами из произведений устного народного творчества; формирует умение замечать и эмоционально переживать красоту природы родного края.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (от четырех до пяти лет)

Содержание педагогической работы

Воспитатель формирует представления о семье, о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя представления детей о деятельности членов семьи (профессии, хобби и др., в соответствии с пониманием дошкольника), о семейных традициях, о ценности семьи. Педагог углубляет чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать во время чтения произведений белорусских авторов и беседы по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов из белорусских народных сказок, проведения литературных вечеров.

Педагог продолжает знакомить детей с дошкольным учреждением, формирует доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе, желание посещать его, учить принимать посильное участие в благоустройстве группы, участка; формирует представления о труде взрослых и их роли в создании предметов. На занятиях (коплексных, интегрированных, занятиях-путешествиях) знакомит детей с названием своего поселка, улицы, города, чем знаменито это место; на прогулках, во время бесед, игр использует наглядные средства (фотографии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет-ресурса) для знакомства с местными достопримечательностями. Во время их проведения внимание детей обращает на красоту родной природы, на сезонные изменения в природе, на праздничное украшение поселка, города; воспитывает у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

Во время бесед, сюжетно-ролевых игр, инсценировки фольклорных произведений, экскурсий и целевых прогулок дошкольники узнают, что живут в Беларуси, ее столица - Минск, в Беларуси живут белорусы и разговаривают на белорусском и русском языках. Педагог формирует интерес и положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому), желание разговаривать на них, развивать элементарные навыки взаимоотношений на белорусском языке;

Воспитатель знакомит с Государственным флагом Республики Беларусь, обсуждает с детьми, когда и где можно увидеть белорусский флаг (на площади Государственного флага в Минске, во время спортивных соревнований и др.). Учит детей узнавать его среди других флагов, рассказывать о значении красного, зеленого цветов и орнамента на нем.

Педагог знакомит с праздниками: национальными праздниками (Рождество/ Коляды, Масленица, Пасха, Купалье, Дожинки); государственными (Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, День Победы, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) - как частью культуры белорусского народа; объясняет, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся.

На экскурсиях, занятиях педагог знакомит с фабриками, заводами Беларуси, с продуктами их производства - машинами, автобусами, тракторами, холодильниками, телевизорами, одеждой, обувью, продуктами питания и др. Дети обсуждают с педагогом виды деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине и др.). Воспитатель приглашает на встречу с детьми передовиков производства, знаменитых людей в области литературы, искусства, спорта, которые знакомят детей с экономикой страны, достижениями, с результатами своего труда, развивают патриотизм. В общении, в трудовой деятельности дошкольников воспитатель использует произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. С детьми организует проведение «трудовых акций»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.

Педагог знакомит с историей и достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны, и культурой Беларуси (народными промыслами и искусством Беларуси, народным творчеством) на специально организованных занятиях, тематических кружках и в играх. Формирует представление о деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителей, национальных героев, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. Педагог знакомит, разучивает с детьми, пересказывает произведения белорусской художественной литературы, малые формы белорусского фольклора, народные сказки. Ознакомление с народной культурой проходит интересно, если приглашать родителей, бабушек и дедушек, артистов театров, сотрудников музеев, народных мастеров. Эмоциональные впечатления детей воспитатель закрепляет в разных видах деятельности (в моделировании, лепке, апликации, игра-развлечениях, играх-драматизациях и др.), в практической совместной деятельности с родителями: вечер знакомства с традиционными народными блюдами, изготовление изделий народных промыслов, творческие задания (подобрать материал для плаката, фотовыставки, коллажа).

Хорошо, если в дошкольном учреждении есть музей в виде белорусской сельской хаты. Занятия и беседы в таком музее проводит экскурсовод с подгруппой детей. Для более подробного знакомства с разными видами народного творчества педагог организует работу в тематическом кружке.

Педагог развивает познавательный интерес к культуре других народов: на занятии использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих в Беларуси.

СТАРШАЯ ГРУППА (от пяти до шести лет)

Содержание педагогической работы

Педагог обсуждает с детьми и закрепляет чувство принадлежности и любви к своей семье: значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Он побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессии членов семьи, о своем доме (своей квартире).

В разных видах деятельности педагог приобщает детей к богатству белорусского и русского языков, формирует ценностное отношение к ним, желание разговаривать на них. На занятиях по развитию речи, в течении дня белорусского языка, тематических вечеров педагог продолжает: формировать у детей представление о своей национальной принадлежности; знакомить с представителями других национальностей, живущих в Беларуси, их традициями и обычаями; воспитывать культуру толерантности (уважение достоинства всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим).

Воспитатель рассказывает о том, что наша страна состоит из шести областей, знакомит с названиями областей Беларуси, названиями соседних государств. У дошкольников формируется интерес к родному поселку, городу, к стране во время проведения рассказа, беседы, дидактической игры. На комплексных занятиях по музыкальному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, тематических эмоционально-познавательных занятиях педагог продолжает знакомить с символами белорусского государства: флагом, гербом, гимном.

В игровой, увлекательной, эмоциональной форме педагог продолжает знакомить  детей с праздниками: государственными (День Конституции,  День единения народов Беларуси и России,День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда). Старшие дошкольники активно включаются в подготовку (украшение группы, музыкального зала, изготовление традиционных подарков, создание коллажа, стенда, плаката и др.) и проведение национальных праздников (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти); педагог расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка.

Дети с нетерпением ждут встреч с людьми, прославивших нашу Родину: деятелями искусства, учеными, спортсменами и т.д. В процессе рассказов и бесед у дошкольников формируется понимание жизни в стране, определение своей значимости, они учатся строить свои личные жизненные планы, определять интересную им сферу трудовой деятельности на благо Родины, учатся конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми людьми.  Педагог расширяет представления детей о деятельности просветителей, национальных героев, Президента Республики Беларусь, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. - на занятиях с использование презентаций, литературных произведений, легенд, преданий; на экскурсиях; в совместных с родителях  поисково-творческих заданиях (составление рассказов-описаний, поиск скульптурные композиции, создание коллажей, подбор изобразительного материала к литературным произведениям и др.); развивает патриотические и гражданские чувства.

В процессе специально организованной деятельности педагог продолжает формировать у старших дошкольников элементарные представления об исторической прошлой Беларуси: важных исторических событиях, важных общественных событиях, истории основания, происхождении названия поселка, улицы, города, исторических местах поселка, города, страны. С помощью сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, творческих заданий, экскурсий знакомит детей с достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны (историческими памятниками: храмами, костелами и др.; архитектурой: музеями, театрами, парками, стадионами и др.; промышленными и сельскохозяйственными производствами).

В совместной с детьми художественно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в беседе, прослушивании стихов белорусских авторов,  музыкальных произведений белорусских музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, показе мультимедийных презентаций, проведении виртуальных экскурсий, при просмотре познавательных фильмов, на экскурсиях с родителями, театрализации фольклорных произведений педагог расширяет знания о культуре Беларуси (национальной одежде, национальной кухне, народных песнях, национальных танцах, литературных (фольклорных) произведениях, произведениях декоративно-прикладного искусства; произведениях искусства белорусских художников и скульпторов); последовательно приобщает детей ко всем видам национального искусства – от ткачества до живописи и орнамента, от танцев, сказки, музыки до театра.

Педагог организует проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом.

 СТАРШАЯ ГРУППА (от шести до семи лет)

Содержание педагогической работы

Педагог побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, их занятиях, семейной экономике; дети размышляют о важности доброжелательных отношений в семье, любви к близким; учатся проявлять внимание и заботу к родственникам (изготавливают подарки, учат стихи, рисуют плакаты и др.).

Воспитание уважения к языкам, на которых разговаривают белорусы, осуществляется во всех видах деятельности дошкольников. Педагог мотивирует к изучению и свободному владению родными языками средствами  художественной литературы, ролевой игры, включения в театральную деятельность, выполнения творческих заданий; педагог расширять знания воспитанников об особенностях белорусского языка в игровой деятельности. В беседе воспитатель дает сведения о том, что дети, посещающие группу, дошкольное учреждение, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разный язык.

Воспитатель расширяет знания детей о своей стране, формирует представления о государстве и принадлежности к нему. С детьми обсуждает доступные их пониманию события современной жизни государства (посевная, уборка урожая, спортивные соревнования и др.). Педагог показывает Беларусь на географической карте, рассказывает о соседних государствах, об их национальна культуре; воспитывает патриотические чувства, гражданственность - любовь к своей семье, дошкольному учреждению, родной природе, соотечественникам.

Педагог формирует у детей патриотические чувства, основанные на уважении и гордости за государственные символы Республики Беларусь: флаг, герб, гимн. Педагог знакомит с изображением Государственного герба Республики Беларусь, показывает местонахождение его в группе, в учреждении образования, рассказывает о предназначении Государственного герба Республики Беларусь, об истории создания герба. На занятиях, празниках, торжественных мероприятиях педагог знакомит с требованиями к поведению на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Средствами беседы, рассматривания картин, репродукций, альбомов с  государственной тематикой педагог знакомит детей в общих чертах и интересной форме с государственным устройством Республики Беларусь, с армией, флотом, авиацией;  воспитывает гордость к защитникам Республики Беларусь и формирует уверенность в том, как почетно быть на защите своей страны. Педагог расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают; достижениях людей страны в труде, спорте, искусстве.

Педагог продолжает знакомить с праздниками: государственными (День Конституции, День единения народов Беларуси и России,День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда); воспитывает у детей радостные эмоции, основанные на знании о происхождении и значимости для белорусов этих праздников.

Знакомство с национальными праздниками (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти) развивает познавательную активность дошкольников о родной природе, истории страны, достопримечательностях и культуре белорусов.

Педагог продолжает формировать гражданственность детей в связи с уважением к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.; и чувство гордости за их деятельность и достижения.

У дошкольников формируются элементарные представления об исторической прошлой Беларуси по фотографиям, документам, старым вещам, рассказам, связанных с событиями из истории страны, о которых он узнает на тематических занятиях, вечерах, праздниках, экскурсиях.

Педагог закрепляет знания о достопримечательностях своего поселка, улицы, города, своей страны (исторических памятниках: храмах, костелах и др.; архитектуре: музеях, театрах, парках, стадионах и др.; промышленных и сельскохозяйственных производствах).  Знания детей о культуре Беларуси продолжают расширяться в процессе слушания и исполнения литературных и музыкальных произведений, просмотра спектаклей, участия в театральных представлениях белорусского кукольного театра, праздниках, в сюжетно-ролевых играх.

В организованной деятельности у детей развиваются первичные представления об обществе, осуществляется знакомство с культурой людей в разных странах земного шара, формируется уважительное отношение к культуре и традициям граждан других стан.

 

Литература

Рекомендуемые учебные издания

1. Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»:

1. Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 26 с. ил.

2. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 27 с. ил.

3. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 22 с.: 26 с. ил.

4. Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 27 с. ил.

5. Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 25 с. ил.

6. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубинина. – Минск: НИО, 2012.

7. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.

8. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: рабочы сшытак для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.

9. Дубініна, Дз.М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі: у 2 ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008.

свернуть

Обеспечение безопасных условий при организации образовательного процесса

Обеспечение безопасных условий при организации образовательного процесса

Требования по обеспечению безопасности в помещении учреждения дошкольного образования

           Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных ёмкостях в недоступном для воспитанников месте.

Педагоги обеспечивают безопасность пособий для занятий (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла, клея ПВА и т.д.); растения уголка природы размещаются на стеллажах с креплениями по краю; педагоги следят за тем, чтобы дети не брали в рот предметы, незнакомые растения; не допускают переохлаждения и перегрева воспитанников; после прогулки выносной материал обрабатывается;

Воспитатели совместно с музыкальным руководителем и руководителем физвоспитания организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались вилкой и другими предметами.  Важно соблюдать элементарные правила гигиены. У каждого воспитанника должны быть индивидуальная зубная щётка, расчёска и полотенце.

Нельзя привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе; оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры. 

Место воспитателя, его стол, должны всегда содержаться в порядке. Нельзя держать на виду острые предметы (иголки, ножницы, булавки, заколки для волос, ножи для бумаги и прочее). Для работы нужно использовать ножницы только с тупыми концами. Также категорически запрещается закалывать свою одежду булавками и иголками. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в карманах не было острых и бьющихся предметов. Разрешается носить туфли только на низком каблуке. Нельзя держать в помещении лекарственные средства, особенно в поле зрения детей. Аптечка должна находиться в определенном месте, вне досягаемости ребёнка. Содержать она должна только зеленку, йод, перекись, бинт, вату, лейкопластырь.

Иногда могут возникнуть ситуации, когда ребёнку срочно понадобится медицинская помощь. В этом случае мероприятия по оказанию неотложной помощи до приезда скорой оказывает медицинский работник, а если его нет – воспитатель.

В начале и в конце рабочего дня в обязанности воспитателя входит проверка группы и участка. Необходимо выключить все электрические приборы, проветрить помещение, после чего закрыть все окна и форточки. После того как родители забрали последнего ребёнка, воспитателю необходимо подготовить материал для занятий на следующий день. Важно продумать его заранее.

Правила безопасности в учреждении дошкольного образования

во время аварийных ситуаций.

Во время возникновения чрезвычайной ситуации нельзя поддаваться панике. Это может быть авария, пожар, стихийное бедствие. Первоначальная задача каждого – спасти детей своей группы, после чего доложить о результатах заведующему учреждения или заместителю заведующего по основной деятельности. Очень важно чётко выполнять все их указания. Каждый воспитатель должен понимать, что несёт большую ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.

Эвакуационные входы и выходы не должны быть завалены ненужными предметами. Важно держать двери закрытыми изнутри с помощью небольшого, легко открывающегося засова. Подход к двери должен быть свободным. В случае если огонь проник в комнату, окна открывать нельзя, потому что из-за сквозняка возможно обильное возгорание. Чтобы быстрее выбраться из горящего помещения, нужно встать на четвереньки и ползти к выходу, прикрывая в этот момент нос и рот мокрой тканью. Если во время пожара загорелась одежда ребёнка, его нужно обернуть мокрой тканью и прижать ткань к телу, чтобы прекратить проникновение кислорода. Ни в коем случае нельзя пользоваться огнетушителем для тушения одежды. Из-за этого могут возникнуть дополнительные химические ожоги. Поиск детей в горящем помещении прекращается только в том случае, если проверены все помещения детского сада.

В случае аварийной ситуации или пожара дети выводятся на игровой участок и сообщается заведующему или в случае его отсутствия заместителю о результатах эвакуации из помещения.

Нельзя использовать в группах, где находятся дети, электрокипятильники и чайники, а также устраивать в нежилых помещениях склады макулатуры или хранить легковоспламеняющиеся металлы и строительные материалы. Нельзя устраивать в закрытых помещениях фейерверки и зажигать свечи, бенгальские огни.

 

Требования безопасности к оснащению территории

учреждения дошкольного образования

Оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели ежедневно должны вести проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть  без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть надёжно закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.

В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпание песком.

Требования к организации и проведению образовательной работы

с воспитанниками по формированию основ безопасного поведения

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой. 

На всех занятиях особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.  Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. 

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними. 

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).   Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение. 

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки. 

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей. 

В каждой возрастной группе должен быть оформлен уголок по предупреждению травматизма у детей, подобраны рекомендации для родителей. Материалы периодически должны меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью. 

Обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников при использовании спортивных снарядов и физкультурного оборудования:

- исключить использование чешек для спортивной обуви, спортивная обувь должна быть с резиновой подошвой;

- недопустимо оставление детей одних, без присмотра около спортивных снарядов;

- при выполнении упражнений на спортивных снарядах крепко держаться за них, не раскачиваться как на качелях;

- нельзя приземляться на одну ногу при преодолении препятствия с прямого разбега, после длительного бега резко останавливаться, спускаться с горки на санках, если на дорожке находиться кто-нибудь из детей, при выполнении кувырка вперёд становиться на голову, становиться на мяч двумя или одной ногой, кататься на санках лёжа на животе, переносить тяжести детьми весом более 2-2,5 кг.;

- необходимо развивать чувство самостраховки у воспитанников, при страховке на одном из снарядов взрослый должен стоять так, чтобы в поле зрения держать всю группу, во время прыжков с высоты или на твёрдую основу необходимо на пол класть два поролоновых мата;

- необходимо использовать поддержку ребёнка взрослым при соскоке после виса на перекладине;

- все предметы физкультурного оборудования должны быть гладко выструганными, не иметь трещин, с гладкими углами, два раза в год проводятся приёмочные испытания спортивного оборудования, составляется акт – разрешение на проведение занятий по физкультуре, на каждом спортивном оборудовании должен быть маркер «оборудование испытано и готово к эксплуатации» с датой проведения эксплуатации;

- следует систематически проверять крепления спортивных снарядов, а также крепления основных стоек к стене и потолку, полосу препятствий из спортивных снарядов нужно располагать по краям площадки, чтобы в поле зрения были все дети;

- оборудование должно быть безопасным и надёжно закреплено, на спортивных площадках почва должна быть ровной и утрамбованной, без ямок и бугорков и выпирающих корней деревьев;

- пол в спортивном зале к началу занятия должен быть сухим и чистым;

- лыжный инвентарь необходимо подбирать в соответствии с ростом детей (палки лёгкими, прочными, иметь петли для хвата руками, острые для упора в ограничительное кольцо); крепление лыж к обуви – удобное и надёжное;

- во избежании путаницы, лыжи и ботинки к ним должны иметь номер и букву отличия на лыже (правая – «п»); лыжи дети должны переносить в вертикальном положении с захватом под ремешок или под пятку, чтобы не задевать ими друг друга;

- в зимнее время площадки регулярно должны очищаться от снега;

- осуществление контроля за величиной нагрузок и состоянием организма по внешним признакам;

- в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья ребёнка необходимо уже с 3-летнего возраста учить правилам пользования спортивным инвентарём, помимо объяснений, следует давать детям возможность почувствовать правильную и неправильную технику захвата и постановки ног, чтобы они могли применить самостраховку и освоить технику безопасности;

- при выполнении упражнений с предметами следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

 

Требования по обеспечению безопасности при организации прогулки:

- помощник воспитателя должен сопровождать детей на прогулку и с прогулки; педагогам необходимо держать в поле зрения всех детей, наблюдать за детьми и при необходимости прийти на помощь;

- обязанность воспитателя – следить за температурным режимом и в соответствии с погодными и температурными условиями следить за одеждой детей и за тем, чтобы у ребёнка был головной убор;

- предварительно перед прогулкой необходимо осмотреть участок на предмет безопасности;

- хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке разрешается только после осмотра территории воспитателем на безопасность;

- игры с песком в песочнице допускается только при условии ежедневной перекопки и увлажнения песка водой;

- воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная);

- для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малой в зависимости от плана проведения прогулки;

- обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.;

- не разрешается проводить игры около водоемов, прогулки возле проезжей части дороги;

- не допускается организации прогулки на одном игровом участке одновременно двум группам воспитанников;

- не оставлять детей во время прогулок без наблюдения воспитателя;

- запрещаются игры с водой в ветреную и холодную погоду;

- воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения и спуска с крыльца;

- запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям;

- воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землей);

- в случае самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен срочно сообщить об этом заведующему, родителям (или законным представителям), в отделение полиции. Немедленно организовать поиск ребенка, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду;

- при несчастном случае воспитатель должен оказать ребенку первую медицинскую помощь, немедленно сообщить об этом заведующему, медицинской сестре, родителям, при необходимости вызвать врача и доставить ребенка в больницу.

 

Требования безопасности во время экскурсии

- При проведении экскурсий предварительно осмотреть маршрут движения детей с целью безопасного пребывания (территория должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя), исправность игрового оборудования, малых архитектурных форм.

- При проведении экскурсий, пеших прогулок за пределы территории детского сада воспитатель берет с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств.

- При проведении пеших прогулок, экскурсий воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная)

- Согласовать с медсестрой возможность выхода на прогулку, экскурсию в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности.

- Поставить в известность заведующего, медсестру о готовящейся экскурсии, прогулке за пределы территории учреждения

- Необходимо знать списочный состав детей перед выходом на прогулку, экскурсию, и по возвращении в детский сад.

- Осмотреть одежду, обувь детей на соответствие погодным условиям, В жаркие летние дни дети должны иметь светлые головные уборы.

- Соблюдать питьевой режим, есть только мытые фрукты, ягоды, корнеплоды.

- Для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время экскурсии необходимо чередовать виды деятельности.

- Обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.

- Не разрешается проводить прогулки, экскурсии, игры около водоемов, возле проезжей части дороги.

- При переходе дороги необходимо разъяснять детям правила поведения.

- Не оставлять детей во время прогулок, экскурсии детей без наблюдения воспитателя.

 

Требования безопасности во время организации труда детей на   огороде, в цветнике.

- При организации труда детей воспитатель напоминает воспитанникам правила пользования инвентарем, правила личной гигиены, соблюдает порядок выполнения работ.

- При организации детского труда используют только исправный инвентарь.

- Проверить состояние инвентаря для труда на предмет их травмированности для детей.

- Не оставлять детей во время труда без наблюдения воспитателя.

- Не сжигать мусор, опавшие листья на участке во избежание ожогов, пожаров.

- Запрещается воспитанникам трогать руками опасных и ядовитых животных, колючие растения, пробовать на вкус какие-либо растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.

- Очистку почвы (от камней, осколков стекла, досок, мусора) производить только с помощью граблей, метелок, совков, не собирать мусор незащищенными руками.

 

Требования безопасности по окончании прогулки,

экскурсии, труда на огороде, игровом участке, в цветнике

- Проверить наличие воспитанников

- Очистить верхнюю одежду детей, обувь от снега, грязи, песка.

- Привести в порядок выносной материал, орудие труда (очистить от земли, песка, снега)

- Организовать спокойный заход детей в помещение детского сада под присмотром воспитателя и помощника воспитателя.

- Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время года.

- Проверить, как дети сложили в шкафчики одежду. При необходимости переодеть ребенка в чистое сухое белье.

- Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.

- Вымыть и убрать в специальное отведенное место выносной игровой материал.

 

Основные требования по обеспечению безопасных условий для воспитанников

при проведении занятий по аппликации

- перед проведением занятия напоминать детям правила безопасного поведения;

- держать в поле зрения всех детей;

- ножницы должны быть с тупыми концами;

- ножницы (не во время занятия) должны находиться в недоступном для детей месте;

- обучение воспитанников безопасной работе с ножницами;

- использование крахмального клея или из пшеничной муки, который варят утром и разливают остывшим;

- исключение использования клея ПВА;

- по окончании работы необходимо следует привести в порядок свое рабочее место, пособия, оборудование, использованное на занятии в специально предназначенные места.

 

Основные требования по обеспечению безопасных условий

для воспитанников при проведении занятий по рисованию

- держать в поле зрения всех детей;

- карандаши должны размещаться лёжа;

- обращать внимание на то, как дети держат карандаш;

- вода наливается не в стеклянную ёмкость.

 

Требования к организации питания

- приносить пищу из пищеблока нужно в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей;

- во время раздачи пищи не допускать игр с детьми около обеденных столов;

- запрещается приносить в групповые комнаты кипяток;

- температура горячей пищи при выдаче не должна превышать 50 °С;

- во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов;

- во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов;

- запрещается приносить в детский сад продукты питания из дома, для угощения детей.

свернуть

Как подготовиться к занятию

Как подготовить занятие

I. Определение темы и ведущих понятий

            1. Четко определить и сформулировать тему.

            2. Определить место темы в учебном плане.

            3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

            4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II. Определение целей и задач

            Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

            1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

            2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

                        - узнавание нового материала,

                        - воспроизведение, применение ЗУП (знаний, умений и представления детей) в знакомой и не знакомой ситуации,

                        - творческий подход к заданию

            3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

                        - подводящие детей к воспроизведению материала,

                        - способствующие осмыслению материала,

                        - способствующие закреплению материала.

IV. Продумывание «изюминки» занятия

            Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут

помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы.

            Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

            Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

            Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

            Продумать:

                        -что контролировать,

                        -как контролировать,

                        - как использовать результаты контроля.

            Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

            Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

свернуть

Организация и проведение прогулок

Организация и проведение прогулок

Общие принципы организации прогулки

   Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. В соответствие с СанПиН «пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов» [ч.1 ст.163].

  Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха –15 °С и ниже – для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха –18 °С и ниже – для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет [ч.3 ст.163 СанПиН]. При небольшом дожде ее можно организовать  на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читают, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее  не следует, решение о сокращении либо отмене прогулки принимает руководитель.

Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала  физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:

- четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;

- проводить разъяснительную работу среди  родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках  в выходные дни.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть  удобны и соответствовать погоде. В этом направлении также необходима большая  информационно-разъяснительная работа с родителями. Одежда должна быть комфортная, из натуральных тканей, при температуре от +3  до –3  трехслойная, при температуре  от –4 до –10 четырехслойная, при температуре воздуха от –11 до –15 рекомендуется зимняя утепленная куртка,  четыре слоя одежды.

   Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на  участок, остальные продолжают одеваться под  присмотром помощника воспитателя, который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трехлетнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; надевают колготки, штаны, сапоги, кофты, шапки, куртки, шарфы, варежки (обратите внимание на последовательность одевания детей, процесс раздевания происходит в обратном порядке). Но и в этом случае также нужна помощь взрослых.

Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя, а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает, что время одевания составляет  8-12 минут, если  оно превышает 15-25 минут, значит, навыки не сформированы и необходимо учить детей одеваться быстрее, используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный. Запрещено сравнивание одного ребенка с другим, наказание, осуждение, оскорбление.

Дети, ослабленные после болезни, выходят на прогулку последними, возвращаются с прогулки первыми.

Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и  к занятию: ставит перед собой определенные педагогические  и оздоровительные задачи, продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.  

Структура прогулки:

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры и физические упражнения.
  3. Индивидуальная работа с детьми.
  4. Трудовая деятельность.
  5. Самостоятельная деятельность.

  Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности [2, с.148]. Если в содержание прогулки включается физкультурное занятие на воздухе, то оно дополняет, а не заменяет подвижные игры и упражнения. Физкультурное занятие планируется строго в конце прогулки, после занятия дети идут в группу.

Организация и проведение наблюдений

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • Живая природа: растения и животные;
  • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

     Виды наблюдения:

Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.)

Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1) устанавливаются факты;

2) формируются связи между частями объекта;

3) идет накопление представлений у детей;

4) проводятся сопоставления;

5) делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

При подготовке к наблюдениям следует продумать:

  • Организацию обстановки (объектов наблюдения,  отбор и расположение объекта).
  • Размещение детей.
  • Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
  • Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика наблюдения).

Характер и содержание ответов детей.

  • Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

Подвижные игры и физические упражнения

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке: в младших группах — 6-10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших — 20-25 минут. Каждый месяц разучивается 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

При планировании подвижных игр и  особенно физических упражнений,  следует учитывать содержательный компонент физкультурных занятий. Индивидуальную работу по физической культуре проводит воспитатель на прогулке.

При подготовке к проведению подвижных игр следует продумать:

  • Место проведения, атрибуты.
  • Приёмы руководства.
  • Индивидуальный подход в процессе игры.

Трудовая деятельность

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • индивидуальные трудовые поручения,
  • работа в группах,
  • коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы, показ и объяснение всего задания — последовательных его этапов.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

При подготовке к организации трудовой деятельности следует продумать:

  • Организацию условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
  • Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа или вся группа).
  • Приемы постановки и объяснения трудового задания.
  • Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые в процессе трудовой деятельности.
  • Приемы организации взаимодействия детей в процессе труда.
  • Оценку деятельности воспитанников, ее содержание, формы.

Индивидуальная работа

Во время прогулок воспитатель в соответствие с планом проводит индивидуальную работу с воспитанниками по направлениям учебной программы: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому и эстетическому развитию.

Так, например, для одних он организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков. Или, например, осуществляет работу по развитию речи ребенка: разучивание потешек или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Долгие летние прогулки предоставляют замечательную возможность организовать индивидуальную работу с детьми, не в полной мере усвоившими учебный материал, во всех образовательных областях. Воспитатель должен организовывать изобразительную деятельность, обеспечить наличие на прогулках разнообразного выносного материала  не только для игровой деятельности. Детям даются индивидуальные задания по формированию математических представлений, развитию грамматического строя речи и пр.

Самостоятельная деятельность воспитанников

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, сюжетно-отобразительные игры с выносными игрушками; строительные и конструкторские игры с выносным и природным материалом, подвижные игры со спортивным инвентарем и т.п.)

Изобразительная деятельность (рисование карандашами и фломастерами в теплое время года, мелками на асфальте, палочками на песке и т.п.)

Ориентированно-познавательная деятельность (самостоятельные наблюдения детей, игры с песком и водой, снегом и т.п.)

Художественно-речевая деятельность (чтение произведений художественной литературы и устного народного творчества, пение детских песенок, организация выносных театров и т.п.)

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности.  Одни дети предпочитают  спокойные игры и могут ими заниматься  в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

               При подготовке к организации самостоятельной деятельности следует продумать:

  • Организацию обстановки (атрибутика).
  • Приемы организации взаимодействия детей.
  • Приёмы руководства (способы привлечения детей, распределение игровых действий и т.п.).

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, приводят в порядок участок. По приходу в группу дети раздеваются, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Обратите внимание, головные уборы, шарфы хранятся на верхней полке; куртки, кофты, штанишки, пакет со сменной одеждой – на средней; обувь – на нижней полке шкафчика.

 

Памятка для воспитателя дошкольного образования

 по проведению прогулок

  1. Разработку прогулки начните с планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
  2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
  3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
  4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
  5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
  6. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
  7. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников.

 

Требования безопасности

при организации прогулок на участке детского сада

  • Перед выходом детей на прогулку осматривайте территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
  • Следите, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следите за исправностью и соответствием одежды и обуви детей погодным условиям.
  • При проведении прогулки следите, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщите о случившемся руководителю. 
  • Обучайте навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Запрещается:

  • Оставлять детей одних, без присмотра.
  • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить медицинского работника и заведующего.

свернуть