Плавание

В нашем Центре развития занятия плаванием проводит руководитель физического воспитания ЯСКЕВИЧ АЛЛА ГЕОРГИЕВНА, образование высшее, высшая квалификационная категория.
развернуть

Чем полезно плавание для детей?

Этот вид спорта позволяет не только оздоровиться, но и получить необходимую эмоциональную разрядку. После плавания ребенок будет чувствовать себя спокойней, получит заряд положительных эмоций, расслабится. Что касается пользы для здоровья, то для каждого возраста актуальны свои плюсы занятий плаванием.

 Польза плавания для малышей грудного возраста:

  • закаливание организма;
  • укрепление мышц и скелета;
  • привыкание к адекватной физической нагрузке;
  • профилактика острых респираторных заболеваний;
  • развитие навыков вербального и невербального общения.

 Польза плавания для детей школьного и дошкольного возраста:

  • коррекция осанки;
  • развитие координации;
  • улучшение сна и метаболизма;
  • тренировка всего опорно-двигательного аппарата;
  • освоение навыков правильного дыхания (глубокого);
  • вытягивающий эффект для стимуляции быстрого роста;
  • закаливание организма, укрепление иммунной системы, профилактика ОРВИ;
  • усиление эффекта от других типов тренировок (если ребенок занимается спортом).
свернуть

Плавание:вред и польза

Плавание показано детям с нарушениями осанки и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Оно хорошо сказывается на координации движений, развивает моторику и способствует гармоничному физическому развитию. Груднички, которых отдают в бассейн, перестают бояться воды, становятся активными и подвижными. Обладая массажным эффектом, вода — отличная профилактика заболеваний кровообращения и нервной системы.

В бассейне происходит естественная закалка организма. Секрет в специальном температурном режиме. Для грудничков температура воды составляет +34 °C, для детей постарше варьируется до +32 °C. Температура воздуха в раздевалках и помещении с бассейном — до +24 °C. Благодаря такой разнице температур детский организм закаляется. В итоге дети грудничкового и дошкольного возраста перестают болеть простудными заболеваниями, меньше подвержены подцепить ОРВИ, не заражаются простудой от других людей.

Занятия плаванием актуальны для лечения и профилактики заболеваний дыхательной системы. Правильно поставленное тренером дыхание — прекрасная тренировка для дыхательной мускулатуры. Занятия в бассейне позволяют увеличить объем легких, повысить силу и тонус дыхательных мышц, увеличить устойчивость организма к гипоксии (кислородное голодание). Насыщение кислородом напрямую влияет на работу мозга. Дети, которые регулярно ходят на плавание, более собраны, внимательны и сообразительны.

Есть ли противопоказания?

Доктора советуют отказаться от плавания детям с такими заболеваниями:

  • эпилепсия;
  • судорожный синдром;
  • врожденные пороки сердца;
  • стенокардия, нарушения сердечного ритма;
  • после травм брюшной полости и головного мозга;
  • риниты (аллергический, сезонный, простудный, хронический);
  • кожные заболевания с нарушением целостности покровов (дерматиты, чесотка, экзема и т.д.).

С осторожностью стоит посещать болезнь детям с заболеваниями глаз: конъюнктивитом, кератитом, блефаритом. Перед получением справки и абонемента необходимо проконсультироваться с офтальмологом.

свернуть

Особенности обучения плаванию в учреждении дошкольного образования

Одна из основных задач учреждения дошкольного образования – приобщение детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности.

Обучать плаванию следует только здоровых детей. Слабо выраженные недостатки, такие как нарушение осанки, незначительные искривления позвоночника или плоскостопие, не являются препятствием к обучению плаванию.

Ведущей формой организации обучения является групповая и подгрупповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста занимающихся:

- вторая младшая группа – 10-15 минут;

– средняя группа – 20-25 минут;

– старшая группа –25-30 минут;

На первых занятиях организм детей менее приспособлен к новым условиям, и признаки охлаждения и утомления могут появляться чаще. Поэтому продолжительность первых занятий относительно меньше последующих.

Расписание составлено таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на детей. Т. е., во-первых, через 40 – 50 минут после еды, во-вторых, плавание не совпадает с физкультурой в один день.

 Многие родители сознательно не учат детей плавать, боясь, что ребенок может утонуть, и тем самым нанося ему большой вред. Между тем обучать ребенка держаться на воде, а также простейшим элементам плавания целесообразнее именно в дошкольном возрасте. Чем меньше ребенок, тем ниже плотность его тела и, следовательно, тем проще ему держаться на поверхности воды. Тем более, что новорожденные умеют плавать, но с возрастом навык утрачивается.

Наиболее приемлемой для детей является температура воды 27—28 °С. Температура воздуха на 2—3 °С выше.

Занятия проводятся, начиная со второй младшей группы (3-4 года). Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе которой дети знакомятся с правилами поведения в бассейне (где и как нужно раздеться и переодеться, надеть купальную шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке).

Обучение состоит из трех этапов:

– привыкание к воде;

– освоение воды;

– овладение плавательными движениями.

Начиная со 2 половины учебного года среднего дошкольного возраста, огромное внимание уделяется выдоху в воду, задержке дыхания при нырянии.

В старшем дошкольном возрасте занятия по плаванию проводятся в форме эстафет, соревнований на закрепление и совершенствование плавательных знаний, умений, навыков, используются комплексы по аквааэробике.

Аквааэробика – это выполнение упражнений на развитие силы в мышцах под музыку. Такие упражнения выполняются с различными предметами: обручами, мячами, нудлами и т. д. 

Способами определения результативности реализации данной программы является наблюдение за степенью освоения навыков плавания, анализ которого проводится 2 раза в год (октябрь, май).

По структуре занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоения в воде техники плавательных движений.

Основной этап проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению техникой плавания, повторяется пройденное, проводится игры на совершенствование усвоенных движений.

Заключительный этап – это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание).

 

свернуть

Правила поведения в бассейне

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ В БАССЕЙНЕ

 

  •  занятия плаванием можно посещать здоровым детям;
  • нельзя сталкиваться в воде, нырять навстречу друг другу;
  • во время занятий дети не должны громко кричать и шуметь, нельзя умышленно ложно звать на помощь;
  • вход детей в воду и выход из воды происходит только по команде или разрешению взрослого;
  • на занятия нельзя одевать украшения (сережки, цепочки, браслеты, кольца).

 

свернуть