Физкульт - УРА!

   К вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста руководители физвоспитания подходят со всей серьезностью: ни для кого не секрет, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом и нет никаких тенденций, что условия жизни малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время.

   Поэтому  педагоги закладывают азы физ. подготовки и формируют у детей стимул к занятиям физкультурой и спортом, да и просто к активному образу жизни. При проведении занятий используются различные виды подвижных игр, специальные упражнения дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки.

Релаксационные игры и упражнения

 

Упражнения на расслабление мышц рук

 

«ПОЗА ПОКОЯ»

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно -

Расслабление приятно!

 

«КУЛАЧКИ»

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. ..См. дальше по тексту.

 

«ОЛЕНИ»

Представим себе, что мы — олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно дер­жать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. ...См. дальше по тексту.

 

 

Упражнения на расслабление мышц ног

 

Перед началом работы с этими упраж­нениями дети должны освоить упражнения на расслабление мышц рук. Неплохо, если ребёнок повторит их. Повторение может быть закончено стихами:

Руки не напряжены,

А расслаблены.

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются!

 

«ПРУЖИНКИ»

Давай представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что те поднимаются вверх, а пятки про­должают упираться в пол… См. дальше по тексту.

«ЗАГОРАЕМ»

Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предло­жить ребёнку самому потрогать, какими твёрдыми стали его мышцы. Напряжён­ные ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь от­дыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем.

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены,

А расслаблены.

 

 

Упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса

 

«ШТАНГА»

Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжёлую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отды­хают. Легко дышится. Вдох-выдох! ...См. дальше по тексту.

 

«КОРАБЛИК»

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. См. дальше по тексту.

 

 

Упражнения на расслабление мышц живота

 

«ШАРИК»

Представим, что мы надуваем воз­душный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воз­душный шар. Мышцы живота напрягают­ся. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. См. дальше по тексту.

 

«СТУЛЬЧИК»

Ребёнок лежит на спине, руки — вдоль тела. Он начинает медленно поднимать­ся и садится, как будто на стульчик. При подъёме мышцы живота напрягаются, а когда он садится, расслабляются. Хорошо, приятно стало. Постепенно, медленно опускаемся опять на спину. Снова напрягаются, а затем расслабляются мыш­цы.

 

 

Упражнения на расслабление мышц шеи

 

«ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»

а)  Поверните голову влево, поста­райтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные. Вернёмся в исходное положение. Ана­логично в другую сторону. Вдох-вы­дох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперёд -

Тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена, а расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б)  Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше от­киньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрями­лись. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох!.. См. дальше по тексту.

Эти группы упражнений содержат также и расслабление по представлению. Оно заключается в воздействии на детей только словом. Когда ребёнок, отличаю­щийся повышенной эмоциональностью, научится мышечному расслаблению, появится возможность снятия эмоцио­нального напряжения путём внушения. Дети легко поддаются внушению, которое проводится, как игра «Волшебный сон». Ребёнок находится в позе покоя, глаза закрыты, он внимательно слушает веду­щего и выполняет особые «команды» — специальные формулы внушения в сти­хах

Путём внушения углубляется и закре­пляется состояние спокойствия и мышеч­ного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.

 

 

Упражнения на расслабление речевого аппарата  

(губ, нижней челюсти)

 

«ХОБОТОК»

Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у»). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

Подражаю я слону,

Тубы хоботком тяну,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И расслаблены.

 

 

«РОТ НА ЗАМОЧКЕ»

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно-сильно сжимаем губы. Им стано­вится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и ненапряжёнными они стали.

 

«ЛЯГУШКИ»

Губы вытягиваются, как при произно­шении звука «и», а затем возвращаются на место.

Тянем губы прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам!

Потяну – перетяну

И нисколько не устану!

Губы не напряжены

И расслаблены.

 

«ОРЕШЕК»

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали, как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти — легко стало, рот приоткрылся, всё в нём расслаблено.

Зубы крепче мы сожмём,

А потом их разожмём,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

 

«ВОЛШЕБНЫЙ СОН»

Ребёнок находится в позе покоя. Взрослый даёт ему следующую установ­ку: «Сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. (Начинается игра «Волшебный сон».) Ты не заснёшь по-настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснёшься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закон­чится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко... ровно... глубо­ко...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена

И расслаблена...

Гуды чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза).

Дышится легко... ровно... глубо­ко...

Длительная пауза.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спо­койную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребёнка, для снятия накопившейся усталости и на­пряжения.

 

 

Упражнения на расслабле­ние мышц речевого аппарата (губ, челюстей, языка)

 

«СЕРДИТЫЙ ЯЗЫК»

Язык упирается в верхние губы, затем опускается. Он старается вытолкнуть зубы наружу, потом расслабляется, как будто спит.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Он на место возвращается

И чудесно расслабляется.

 

«ГОРОШИНА»

Язык прижимается к щеке и надавли­вает на неё, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на ме­сто. Он расслабился, отдыхает.

 

«ГОРКА»

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Неприятно так долго держать язык

Спинка языка у нас

Станет горочкой сейчас!

Я растаять ей велю –

Напряженья не люблю.

Язык на место возвращается

 И чудесно расслабляется.

Можно использовать и такую фор­мулу:

Напряжете улетело...

И расслаблено всё тело (2 раза),

Будто мы лежим на травке,

На зелёной мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки тёплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги тёплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы тёплые и вялые

И нисколько не усталые,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза),

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя...

 

«ВОЛШЕБНЫЙ СОН»

Постепенно в описанный выше «Вол­шебный сон» можно вводить новые сти­хотворные формулы:

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... Засыпают (2 раза)...

Напряженье улетело...

И расслаблено всё тело (2 раза),

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы (2 раза),

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык (2 раза).

Дышится легко... ровно... глубоко...

 

 

ЖИВОПИСЬ С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЦЕВ

Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогав адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма.

Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.

Начните вместе с ребенком, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал.

 

 

РАБОТА С ГЛИНОЙ

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела. Глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают к социальной активности необщительных детей.

При работе с глиной можно выполнить следующие задания:

  • закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он: холодный, теплый, влажный, сухой?;
  • сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки;
  • проткните глину;
  • пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;
  • оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.

 

 

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
  • развитие мелкой моторики и тактильно-мнемичоской чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание памяти;
  • с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

 

При игре с песком можно выполнять такие упражнения:

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
  • пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
  • можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;
  • поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

 

Для игры с песком в помещении необходимы:

  • водонепроницаемый деревянный ящик;
  • чистый просеянный песок (лучше его прокалить);
  • вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
  • баночки с водой для смывания песка.
свернуть

Игры на профилактику утомления

Игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной, они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательные функции.

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Эти игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей положительного эмоционального тонуса, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка педагога обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей коррекционной деятельности.

Игры могут проводиться как коллективно, так и индивидуально. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно с достаточной степенью точности оценить уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум специалистам. Например, дефектологу и физоргу, психологу и воспитателю. Один из них выполняет роль наблюдателя и ассистента. Эти наблюдения за детьми позволяют получить необходимую информацию для проведения дальнейшей развивающе-коррекционной работы средствами физического воспитания и о характере индивидуальной работы с каждым воспитанником. Например, при проведении игры «Цапля» отчетливо видно, у кого из детей нарушена функция статического равновесия, и не нужно проводить утомительных для детей специальных обследований. По амплитуде круговых движений при проведении игры «Обруч» опытный педагог оценит гибкость позвоночника.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет от 4 до 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый резкий звуковой сигнал (гонг). Игры не должны часто повторяться, чтобы интерес детей к ним не угасал. Поэтому в арсенале воспитателя, физорга, дефектолога их должно быть много. Особых возрастных требований к этим играм не предъявляется. Если дети понимают, что такое пропеллер, можно играть с ними в игру «Пропеллер».

Ниже приводится описание нескольких игр, по аналогии с которыми педагоги дошкольного учреждения компенсирующего вида с помощью психоневролога, врача-ортопеда или офтальмолога могут разработать свои варианты игр.

Из комплекса подобных игр составляются различные по содержанию варианты мини-физкультурных занятий, которые дети очень любят.

 

  1. «ЦАПЛЯ»

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Педагог объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе, глаза закрыты. Необходимо находиться в таком положении как можно дольше. Дети, у которых это получилось, становятся далее водящими в игре «Лягушки и цапля».

Игра тренирует вестибулярный аппарат, развивает способность концентрации внимания, а также очень смешит детей.

 

  1. «СКАЧКИ»

Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Воспитатель объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд. Воспитатель благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут тоже на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и его ассистент отмечают быстрых скакунов, резвых скакунов, грациозных скакунов и т.д., с тем, чтобы каждый ребенок услышал положительную оценку взрослого, и благодарят детей за участие в игре.

Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.

 

  1. «ПАРАШЮТИСТЫ»

Педагог объясняет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. «Прыжок» заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке следует оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжок. Ведущий отмечает каждого парашютиста, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек и является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

 

  1. «УШИ»

Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполнятся 15-20 секунд. По окончании воспитатель спрашивает детей, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

 

  1. «СКОМОРОХИ»

Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. При этом следует ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу гонга в течение 20—30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

 

  1. «ТАЧКА»

Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и превращается в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать ее то вправо, то влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Воспитатель оценивает, насколько эффективным было взаимодействие детей в парах. Упражнение проводится в течение 25—30 секунд, затем дети меняются местами. Оно укрепляет мышцы рук и приучает детей к согласованному взаимодействию друг с другом.

 

  1. «КОШКА»

Воспитатель предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Он говорит детям, что они будут изображать кошку. Сейчас кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2—3 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Движения чередуются в течение 3—4 секунд, затем дети возвращаются к первоначальным движениям. Вся игра длится в течение 1 минуты. Самые грациозные кошки становятся затем водящими в игре «Кошки и мыши». Эта игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство мышечной радости и одновременно разнеженности, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

 

  1. «ГУСИ»

Дети выстраиваются в шеренгу, приседают на корточки и по сигналу бегут навстречу воспитателю гусиным шагом вразвалочку. Победителями становятся самые резвые. Если не позволяет пространство, игра проводится на месте. Она укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечно-сосудистую систему.

 

  1. «РАКИ»

Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно быстрее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.

 

  1. «БЕГ В КОЛПАКЕ»

Дети встают в две команды. Каждый ребенок надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы, и бежать в ней будет непросто. По сигналу гонга дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

 

  1. «ВЕЛИКАНЫ»

Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Игра включает в работу основные группы мышц, упражняет детей в сдержанности.

 

  1. «ФУТБОЛ»

Дети встают в круг, взявшись за руки, воспитатель старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Игра способствует развитию сосредоточения внимания, быстрой реакции и взаимодействию со сверстниками.

 

 

свернуть

Роль физического воспитания в семье

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это непросто. Если вы с первых лет приучили ребенка к правильному режиму, закаляли их, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если вы уделяли физической культуре недостаточное внимание, что-то упустили, не огорчайтесь. Надо только проявить настойчивость.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К этому, к сожалению, привыкли как к своеобразной норме. Маленький – значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребенок не бегал слишком много и не слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы не ушибся!), не лазал (а если упадет?!), и, к сожалению, не очень задумываются о том, что чрезмерная заботливость не делает ребенка здоровым. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей – в разумном физическом воспитании.

Ведущей системой в организме ребенка, считал известный специалист по физиологии детей профессор И.А.Армавский, является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются коррелятивно от нее, то есть в прямой зависимости. В лаборатории возрастной физиологии и патологии, которую он возглавлял, было сформулировано энергетическое правило скелетных мышц, которое гласит: процессы жизнедеятельности, прежде всего, зависят от двигательной активности. Другими словами: чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Малоподвижные ленивцы долго не живут, и, наоборот, все долгожители – деятельны, энергичные, подвижные люди. Нагружая мышечную систему, вы не только воспитываете ребенка сильным и ловким, но и развиваете его сердце, легкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с гораздо большим напряжением в это время работают легкие, почки, печень, так как усиливаются обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряженную работу ведет к

совершенствованию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья.

Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут жизнь ребенка, тем лучше он будет развит.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными, наблюдательными, дисциплинированными. У них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям много надо знать и уметь.

Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми. Игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень подвижен. Иногда может показаться, что чересчур, но не торопитесь останавливать его. Лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков.

Одним из важнейших средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.

Занимаясь с ребенком, взрослый помогает ему подтянуться, высоко прыгнуть, взобраться на стул или гимнастическую стенку. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребенок будет радоваться им, с нетерпением их ждать. Такие занятия должны стать ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты. Регулярное повторение и логическая преемственность занятий являются предпосылками успеха.

Необходимо иметь в виду и еще одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

свернуть